Вопросы родителей младших школьников
1. Сын не любит сложных заданий. Чуть только надо подумать – бросает задание, смотрит на меня, ожидая подсказки, или канючит «я не знаю, у меня не получится». Как научить его справляться с трудностями?
Думаю, надо научить его не бояться ошибок, относиться к ошибкам и неудачам, как к чему-то важному и неизбежному в процессе познавания нового. Очень важно, чтобы и вы к своим неудачам относились точно так же. Учите ребенка анализировать ошибки, использовать их для того, чтобы лучше понять материал. В вашей речи вместо порицания и упреков должны звучать следующие слова: «Что ты в следующий раз сделаешь по-другому, чтобы не повторять эту ошибку?». Не стесняйтесь рассказывать сыну о своих ошибках, вместе рассуждайте о том, чему они вас научили. Напишите шутливое благодарственное письмо какой-нибудь особо нелепой ошибке, составьте опись семейных ошибок – импровизируйте! А лучший способ научить человека справляться с трудностями давно известен: не делайте за него то, что он может сделать сам. Каждый раз, когда сын начинает канючить, спрашивайте заинтересованно и деловито: «Покажи, что ты уже сделал? На чем остановился?». Используйте уточнения: «Что именно тебе непонятно? Какое действие теперь ты можешь сделать?». Демонстрируйте уверенность в том, что ему по силам справиться с трудностями.
2. Как научить ребенка самостоятельно делать домашние задания?
Домашние задания – только частный случай большой родительской работы по воспитанию самостоятельности у ребенка. Работа эта ежедневная, деликатная и необходимая, если хотите вырастить человека, за которого вам будет не страшно в жизни. Несколько общих советов:
- Дозируйте свою помощь ребенку. Не помогайте в каком-то его деле, если он сам не просит о помощи. Подбодрите улыбкой, подмигните, мимоходом погладьте по плечу. Скажите что-нибудь вроде: «Нужна будет помощь – обращайся».
- Почаще поручайте ребенку сделать что-то самому. И не переделывайте то, что получилось плохо. Тем более, с упреками и у него на глазах. Не заставляйте три раза переписывать написанное. Не приводите в пример более успешного сверстника.
- Поощряйте даже маленькие успехи, гордитесь ими, празднуйте за семейным столом.
3. Что делать, если ребенок все забывает - спортивную форму, тетрадки, дневник?
Обычно у ребенка, который все забывает, есть родитель, который все помнит. Такой родитель, стремясь уберечь ребенка от возможных неприятностей, ходит за ним по пятам, отслеживая, оценивая, контролируя. В первую очередь, вам придется поработать над своим поведением: установить теплые, доверительные отношения с ребенком, ослабить контроль. И на этом фоне договориться: «Знаешь, я подумал, ты ведь уже достаточно большой, чтобы помнить о своей спортивной форме. Зачем мне в это влезать? Давай договоримся: с завтрашнего дня ты сам отвечаешь за спортивную форму. Я тебе об этом не напоминаю. Что ты об этом думаешь?». Возможно, сын согласится, а форму все равно забудет. Не напоминайте – это теперь его проблема. Демонстрируйте уверенность в том, что он с нею справится. Постепенно, шаг за шагом, передавайте ответственность за себя ребенку.
4. Учителя жалуются, что сын в школе дерется. Я считаю, что он должен уметь постоять за себя. Как быть?
Ваша задача - научить сына различать умение постоять за себя и желание решать конфликты с позиции силы. В принципе, это приучение ребенка к мысли, что для него (как и для всех) существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать. Проанализируйте свое поведение: возможно, именно оно является моделью, которую ваш сын бессознательно копирует.