Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы» (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы» (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы» (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы» (.pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы» (.pdf)
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 №АЗ-581/31 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 г. № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
Региональный уровень
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.09.2021 №2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.12.2021 №3197-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2021 №03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Районный уровень
Ссылки на информационно-методические материалы:
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
Семинар для руководителей ОО по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использованию заданий в формате PISA. - https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
- Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- ФИОКО: Открытые задания PISA
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
- АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
– Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
– Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению
- Формирование функциональной грамотности школьников. - Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
- Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности
Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА
Презентация "Функциональная грамотность"
Презентация "Функциональная грамотность в исследовании по модели PISA"
Презентация «Инструменты формирования и развития функциональной грамотности учащихся»