Вопросы родителей будущих первоклассников
1. На следующий год наш ребенок пойдет в первый класс. Нужно ли специально готовить его к школе? На что обратить особое внимание?
Готовность к школе включает в себя несколько составляющих. Обычно специалисты говорят о физической, интеллектуальной, психологической готовности стать школьником. Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, наличие (отсутствие) хронических заболеваний, прививки по возрасту. Интеллектуальная готовность – это достаточный запас сведений об окружающем мире; достаточный уровень развития внимания, памяти, речи, мышления. Психологическая готовность предполагает наличие таких качеств, как настойчивость, умение прикладывать усилия для достижения результата, сформированность познавательного интереса. Развитием этих качеств и нужно заниматься. Особое внимание стоит уделить формированию умения ребенка работать в группе: точно выполнять инструкцию, соблюдать очередь, доброжелательно относиться к ответам других детей, спокойно выполнять требования взрослого. Такие умения формируются только в групповой работе.
2. Моя девочка – лидер по натуре. Любит командовать, причем, не только детьми, но и взрослыми. Боюсь, что в школе это будет ей мешать.
Соглашусь с вами. Вряд ли кому-то из одноклассников вашей дочери понравится общение типа «я начальник – ты подчиненный». Да и взрослые сотрудники школы будут не в восторге, так что конфликтов не избежать. Хочу обратить ваше внимание: лидер – это человек, рядом с которым интересно, у него есть, чему поучиться, поэтому хочется быть с ним вместе. Однако, гораздо чаще встречается не лидерство, а совсем другой тип поведения – своенравие, своеволие, каприз. Иными словами: «Хочу, чтоб все было по-моему!». У вашей дочери, скорее всего, проявляется второй тип поведения.
Помогите дочке увидеть как сильные, так и слабые стороны своего поведения, разыграв соответствующие сценки с игрушками: вы говорите за своевольного мишку, а дочка пусть отвечает за подчиняющегося котенка. Как ей это понравится? Сыграйте несколько вариантов поведения и вместе с дочкой выберите оптимальный.
3. Наш сын не хочет учиться. Хотя ему уже полных 7 лет, и он пойдет в первый класс, но, боюсь, толку не будет. Как развить у него интерес к учебе?
Во-первых, нужно разобраться в причинах его нежелания учиться. Их может быть несколько. Например, импульсивность, расторможенность дошкольника, когда требование преодолеть себя, проявить волевое усилие оказывается непосильным. Или другая причина – когда родители, сами того не желая, сформировали страх перед школой высказываниями вроде «Это ты дома такой смелый! Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!». Или третья причина – проблемы психического развития, незрелость определенных мозговых структур. Или четвертая, при которой домашний уклад, образ жизни семьи не способствует развитию интереса к учению. Или пятая…
В любом случае, исправление ситуации потребует консультации специалиста (психолога, дефектолога) и длительных определенных усилий с вашей стороны.
4. У моего ребенка есть логопедические проблемы, и логопед в саду даже рекомендовала отдать его в речевую школу, но я считаю – пусть учится в обычной, тянется за другими детьми. Права ли я?
Довольно часто проблемы логопедического характера – лишь верхушка айсберга. А в «подводной части» лежат нарушения в развитии центральной нервной системы. Какую роль при этом сыграют школьные нагрузки, сказать трудно. В речевых школах обычно меньшее количество учеников в классе, другие методики обучения, иные программные требования. Если вы не доверяете логопеду детского сада, обратитесь к другому специалисту, сделайте необходимые обследования, но не принимайте решения о выборе учебной программы для ребенка только на основании собственного желания «пусть тянется за другими детьми». Подумайте: а сами-то вы готовы всю жизнь тянуться за кем-то и быть «в хвосте»?